Андрей Урицкий (uritski) wrote,
Андрей Урицкий
uritski

Categories:
Ввязался я в историю, вывесив текст Ефима Лямпорта, а вот и его продолжение логическое, и со многим написанным я не согласен, и по форме, и по содержанию, но, сказав «а», говорю, как предписано — «б». Судите сами.



Идея божественного происхождения властителя (государя) и художника (творца) лежит в основе классического конфликта художника и власти. Иными словами: это проблематика и тематика, порождённая историческим сознанием, достигшим пика в эпоху Возрождения.

До - тема особенно не звучала, т.к. не существовало образующего сознания. После - по мере угасания Возрождения, по мере становления буржуазного, республиканского и либерального (вместо аристократического), идея божественной природы власти естественно отмерла. Равно как и идея божественной природы искусства. Формула товар-деньги-товар - стала общеобразующей; и сутью всех отношений.

Новая власть - вульгарная по своей демократической (политической) природе сносилась с искусством, - точнее сказать, - с прикладной эстетикой разного рода, когда ей ( власти) было нужно, и больше на контрактной основе. Буржуазное - выступало подрядчиком-заказчиком, (бывший) художник - оплачиваемым исполнителем.

В раннем СССР ситуация уникальной диктатуры создала возможность возобновления отношений художник-власть по Возрожденческому образцу. По крайней мере, и у Пастернака, и, видимо, у Сталина, на какое-то время возникла такая иллюзия.

Довольно скоро она исчезла. Обе стороны её утратили. Сталин был слишком серьёзным и значительным политиком, чтобы сыграть утопическую роль Баварского короля в советском королевстве, а Пастернаку хватило ответственности и чувства реальности, чтобы не держаться упорно судьбы Вагнера при монархе покровителе.

Здесь интересно другое: если оба, и Пастернак и Сталин, пусть не на долго, почувствовали дуновение возрожденческих ветров, значит, Советский политический климат воспроизвёл погоду эпохи Возрождения. Это, само по себе, любопытно.

Самое неинтересное - просто потому что обыкновенное и понятное - меркантильный интерес Пастернака и пропагандистская корысть Сталина. Наверное, Пастернак хотел урвать лишний гектар под дачу, пользуясь близостью к распределителю. Наверное, Сталин не отказался бы от ещё одного политического клакера.

Но обоюдный интерес основывался не на этом. Речь шла о близости двух со-избранников.

Именно в этом родстве отказал Пастернак Хрущёву. - Свинья, - вот и всё, что он в нём увидел. "Свинья" - означало - "демократ". Обычный человек, договорившейся с обычными людьми.

Эпоха Хрущёва породила свинские интерпретации тем - "художник и религия" (киностилизации Тарковского), "художник и власть".

Разработчики последней темы апеллировали к совести, чести, достоинству и гуманистическим принципам, которые настоящий художник не может отдать власти по дешёвке. Таким образом, они установили принципы ценообразования. Совесть, честь и достоинство - продавали в СССР за рубли, ордена и квартиры; на западе - собирали валютой. Всё это давно стало общеизвестным.

Биография Пастернака написана Быковым в свете советского, шестидесятнического подхода. Пастернак показан этаким левшой, да знавшим меру. Пил, пил - да талант не пропил! Вона, молодчина! Или, по другому, - давал Сталину, но ведь только ему самому давал, простым членам Политбюро-то - ни, ни! Получал квартиры и дачи, но ведь - от самого получал! Сохранил, значит, гордость и принципы! И всовывали ему, этому Пастернаку не по самые тити-мити, а только на 4 см., и об этом спец. указ, подписанный Калинином имеется, хранится в спец архиве! Охранная грамота! Поэтому человеком чести был Пастернак и достоинства! За свою мудрость получил по высшему разряду - здесь - дачи, квартиры, положение, баб-с, там - Нобелевка. - Вот это и есть оригинальная интерпретация Быковым биографии Пастернака.

Она действительно оригинальная - в том смысле, что содержит проект отношений современной российской власти и журналистики. Быкову хотелось бы, что б так эти отношения строились. Что б только на 4 см., что б только лично сам (в ургентной ситуации особого международного значения, затрагивающей национальные интересы России и фондовых рынков ближнего зарубежья, м.б., и его друзья, и на 6 см.), и что б сразу отслюнивали наличными. Тогда Быков станет как Пастернак. Он так, по крайней мере, думает.

Биографию настоящего Пастернака Быков написать не в состоянии. Он и прочитать Пастернака не в состоянии. Его "Пастернак" - это мечты Быкова. Слыхать, они сбываются

Ловкий делец международного класса, политический аферист, каковым, может быть, и являлся отчасти Пастернак, это далеко не весь Пастернак. Биография Пастернака, написанная таким образом, стоит только своего автора - Дмитрия Быкова. Но цена поэту Пастернаку, даже во время девальвации культурных ценностей, будет существенно повыше. Быков оказался не платежеспособен. И слаб. Жизнь поэта раздавила описателя.

...Куда ужасней дедушки-ветерана выглядела по телевизору мама. Приодевшись, советские люди вообще выглядели жалко. А на ней явно было надето лучшее. Добротный костюм, не новый, но, как говорят, сохранившийся. Жакет и юбка. Юбка, севшая от многих стирок; и жакет, державший форму на плечах, но уже не очень - одно подкладное плечо сползало на грудь, и совсем нехорошо получалось внизу.

Из-за того, что юбка была мала, кругленький животик торчал кверху и вперёд. Блузка сбилась в морщины. Мама Быкова её украдкой поправляла, проводя вокруг ладонью и думая, что незаметно. А картинка-то была на полный экран.

Сто процентов, что перед тем как идти на суд, она взяла пару таблеток какого-нибудь тазепама. Остекленела. С трудом перешагивала через каждый слог. Поэтому и сказала не много; медленно так, и с трудом: "Дима… Он… Журналист… Учился в университете… Я не верю… Порнография… Что он… Не верю…"

Высоко на скулы она наложила румяна. Уверен, что югославские - других тогда в Москве не было. Белые щеки бликовали под светом телесъемки, а искусственный румянец лежал высоко и отдельно. Пятнами стыда.

Распустились цветы диатеза.

Карьера Быкова никогда не пошла дальше той истории. Не развилась. На той истории всё и закончилось. Остановилось. Порнография, глупость, позор за порнографию и глупость. Публичные истерики.

Газета "Твою Мать" и "Пастернак" - вещи одного порядка. Ничего нового.
Tags: чужие тексты
Subscribe

  • (no subject)

    Существует ли поэзия Высоцкого как литературный феномен, или это автор блатных в основе песенок? Странный вопрос для 2020 года. Он наверняка решен в…

  • (no subject)

    вот такое вот Относительно недавно я прочел (в фейсбуке, кажется) стихотворение Окуджавы: Вобла Холод войны немилосерд и точен. Ей равнодушия…

  • (no subject)

    Журнал я не веду, писать ничего не пишу, но прореагировать на прочитанное иногда хочется. Хоть вот так: Я купил первую книгу Бориса Кудрякова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • (no subject)

    Существует ли поэзия Высоцкого как литературный феномен, или это автор блатных в основе песенок? Странный вопрос для 2020 года. Он наверняка решен в…

  • (no subject)

    вот такое вот Относительно недавно я прочел (в фейсбуке, кажется) стихотворение Окуджавы: Вобла Холод войны немилосерд и точен. Ей равнодушия…

  • (no subject)

    Журнал я не веду, писать ничего не пишу, но прореагировать на прочитанное иногда хочется. Хоть вот так: Я купил первую книгу Бориса Кудрякова…